АНОНСЫ
VI Ярославская психоаналитическая конференция

2025
ДОКЛАДЫ
  • Психоаналитическая психотерапия

    современного пациента: выбор техники

    в зависимости от структуры психики

    Гридаева Галина Витальевна
    Выбор стратегии и тактики психоаналитической психотерапии напрямую зависит от структуры и уровня функционирования психики пациента, обратившегося к нам за помощью. Техника работы психоаналитика строится в каждом индивидуальном случае по-разному, в зависимости от стратегических целей психотерапии и этапа психотерапевтической работы. В докладе мы рассмотрим структурные особенности психики современного пациента, знание которых помогут специалисту в формулировании терапевтической стратегии, и, следовательно, техники построения конкретных терапевтических интервенций. Мы поговорим об особенностях актуальных запросов на терапию и об установлении терапевтической коммуникации, начиная с первого контакта с человеком, обратившимся к психоаналитику. Обозначим проблемы психоаналитической психотерапии современного пациента, такие как сложности в установлении рабочего альянса, функциональность запроса на психотерапию, ослабленную мотивацию к длительному психоанализу за счет отсутствия способности к самонаблюдению и интереса к объекту (искреннего любопытства к себе и к людям). В психоаналитической психотерапии пациентов с пограничным функционированием, с нарциссическими расстройствами и патологией дефицита, а не конфликта психических структур, инсайт и генетические интерпретации не могут выступать лечебным средством. Основными техническими приемами становятся присоединение, отзеркаливание, конфронтация и работа с контрпереносом. Высокий риск обрыва терапии требует от специалиста уделять внимание предтерапевтической подготовке и информированию пациента, тщательного проведения психоаналитической диагностики, грамотного выстраивания и поддержания  сеттинга работы, постоянной профилактики преждевременного прекращения психотерапии.
  • Границы регрессии, пределы контейнирования

    Метельская Юлия Сергеевна
    Одним из важных терапевтических факторов, способствующих получению доступа к ранним патогенным переживаниям пациента является регрессия пациента в аналитическом процессе.
    Развитие регрессивного переноса позволяет аналитику вести работу на глубинном уровне, но также бросает ему вызов в способности «управлять» регрессией пациента.
    М.Балинт выделяет доброкачественные и злокачественные формы регрессии.
    Аналитик может столкнуться с определенными трудностями при работе со злокачественными формами регрессии, источник которых лежит в личностных ограничениях аналитика, или в ограничениях его техники.
    В докладе будут рассмотрены различные аспекты работы с регрессивным переносом, и в том числе ресурсы, которые могут быть использованы аналитиком и пациентом для того, чтобы справляться с трудными и болезненными переживаниями в аналитической ситуации.
    Теоретические положения доклада будут иллюстрироваться примерами из клинической практики.
  • Психоаналитическая техника в свете базовых положений теории систем

    Соболев Илья Михайлович
    Стройность психоаналитической теории обманчива, поэтому и расслоение ее неизбежно. В этих условиях психоаналитикам необходимо уметь оперировать инвариантами, под которыми традиционно понимается свойство некоторого класса/множества математических объектов, остающееся неизменным при определенного типа преобразованиях. Системный подход позволяет выявлять инварианты в любой научной области, что в свою очередь способствует поддержанию междисциплинарного диалога. В докладе речь пойдёт о неизменяемых элементах психоанализа, с учётом которых могут быть пересмотрены его основные диагностические модели и технические аспекты.
  • Оскар Уайльд в Портрете Дориана Грея.

    Портретирование как психоаналитическая техника

    Зенина Татьяна Евгеньевна
    Заходя в психоаналитическую терапию, современный человек, как правило, не заказывает свой психологический портрет, обычно он жаждет более счастливых отношений или избавления от своих страданий, одиночества. Возможность увидеть себя - результат долгой и взаимной работы аналитической пары. По сути, эта работа напоминает процесс рисования, но есть одно условие, заданное целью встречи - для одного участника рисование портрета имеет терапевтическую ценность, а перед другим стоит задача обеспечить этот процесс. Сколько картин будет нарисовано в таком случае? У каждого будут свои портреты? Следуя мысли Томаса Огдена, нельзя говорить отдельно об аналитике, или отдельно о пациенте, так как они образуют аналитическую пару, также имеющую продукт совместного творчества – аналитическое третье. Возможно, это и будет тот самый портрет, который нужно обнаружить в анализе? Особый интерес представляет то, как это может сделать психоаналитик, какими художественными средствами и техническими приемами он воспользуется для достижения результата – создания портрета?
    Художники всегда находятся в поиске приемов, которые будут отличать их стиль от стилей других художников и помогать осуществлять задуманное. Психоаналитики постоянно пересматривают теории, которые им оставили их предшественники. Современный психоанализ привнес радикальные изменения в понимание техники работы с контрпереносом. Дискуссионным остается вопрос, что такое мечтание, откуда оно берется, как его использовать и в чем его трансформационная сила? В таком случае, одним из технических приемов для психоаналитика становится его способность к мечтанию.
    Современник З.Фрейда Оскар Уайльд не проходил психоаналитическую психотерапию, но он написал «Портрет Дориана Грея», произведение, к которому можно обращаться в своих мечтаниях психоаналитикам. Дориан Грей стал не только персонажем – двойником Оскара Уайльда, но героем любой эпохи, общечеловеческим портретом, в котором многие могут себя отыскать.
    В докладе будет представлена попытка разобраться, в чем разница между мечтаниями Т.Огдена и А.Ферро, какую технику работы с мечтанием предлагает Фред Буши и как Дориан Грей проник в историю одного анализа.
  • Психоаналитические технологии на разных этапах терапии

    Юрасова Елена Николаевна
    Предложенная З.Фрейдом классическая техника психоанализа (включая особенности сеттинга), была ориентирована на пациентов, страдающих от внутриличностных конфликтов. В настоящее время психоаналитики чаще имеют дело с пациентами с пограничной личностной организацией и нарциссическими травмами. Психоаналитическая работа с такими пациентами на первых этапах терапии должна опираться на другие технические приемы, а использование классической техники становится возможным только если удается разрешение их доэдипальных проблем. Это ставит аналитика перед необходимостью расширять диапазон используемых им воздействий, а также гибко менять в процессе терапии техники и особенности сеттинга в зависимости от психопатологии пациента.
  • Базовые концепты современного психоанализа в понимании специалистов интерперсональной традиции

    Волчек Ирина Евгеньевна
    Американский психиатр Г.С. Салливан, один из основателей интеперсональной теории, осмелился в 30-40 годах прошлого века переформулировать классическую психоаналитическую теорию Фрейда, сместив акценты с влечений на межличностный опыт взаимодействия между пациентом и аналитиком.
    Продолженная и обогащенная талантливыми теоретиками и клиницистами (Э.Фромм, С.Митчел, Д.Гринберг, И.Хирш, Д.Стерн, Л.Арон, Ф.Бромберг), сегодня эта теория содержит в себе важные теоретические концепты и технические достижения, знание и практическое применение которых обогащает практику современного психоаналитика.
    Реляционный подход к терапии, где отношения между пациентом и терапевтом становятся терапевтической средой и где особенности расширения способов бытия в аналитических отношениях изучается самым подробным образом, считаю необходимым для изучения в рамках нашего сообщества.
  • Ребенок в анализе: видеть, слышать, понимать

    Щебнева Татьяна Аркадьевна
    На заре возникновения психоанализа далеко не сразу пришло понимание, что этот метод, как терапевтическая техника, применим не только ко взрослым, но и к детям. Поскольку дети имеют ограниченное языковое развитие, некоторые аналитики считали невозможным его использование в работе с детьми. Однако в процессе развития психоанализа стало очевидным, что это не так, и психоанализ применим не только ко взрослым, но и к детям.
    В докладе будет рассмотрено, как формировалось и обогащалось понимание аналитической техники работы с детьми: что отличает данную технику от психоанализа взрослого, какие общие черты имеет аналитическая техника в случае работы со взрослым и ребенком, что заменяет свободные ассоциации и вербальное выражение фантазий в работе с ребенком, способен ли ребенок развивать перенос, и как ребенок усваивает интерпретацию.
    Специфика техники психоанализа ребенка позволяет увидеть сложность, которую он (психоанализ) приобретает по сравнению с анализом взрослых, однако понимание особенностей аналитической работы с детьми позволяет продвинуться и в психоанализе взрослых, обогащая понимание процесса терапии.
  • Кризисные интервенции при суицидальной активности пациентов психотерапии

    Луканина Марина Фёдоровна, Терехова Екатерина Владимировна
    Суицидальности больше боятся специалисты, чем пациенты. Для пациентов она наполнена смыслом, который специалисту важно понять, проанализировать, чтобы знать, как реагировать. Часто в основе суицидального поведения лежат невыносимые чувства человека, которые ему хочется прекратить: это стыд и унижение, ненависть/отвращение к себе, беспомощность, безнадежность, отчаяние, а также печаль и зависть.

    Марина Федоровна Луканина и Екатерина Владимировна Терехова, обладающие более чем 15 летним опытом оказания кризисной психологической помощи, поделятся знаниями о том, как выявлять опасные и суицидальные сигналы в словах и поведении пациентов, каковы факторы риска, как протекает развитие суицидального поведения, есть ли смысл в порезах и аутоагрессии, как решать вопрос о госпитализации таких пациентов, в чем отличие кризисной работы и интервенций от психоаналитической работы. Также в докладе будут раскрыты технические аспекты оказания кризисной помощи, и освещен очень важный момент - выгорание специалистов при работе с суицидальными индивидами.

    Опыт специалистов Городского центра помощи г. Ярославля, применяемые ими подходы и психоаналитические техники, представленные в докладе, многократно были использованы как в профилактической, так и в кризисной, и в пост-кризисной работе, в том числе в ситуации сопровождения выживших, родственников и социального окружения суицидальных пациентов.
  • Игры в пряничном домике. Процесс анализа травматического опыта

    Кутукова Тамара Юрьевна
    В докладе работа с травмой будет рассмотрена как совместный, частично бессознательный, творческий процесс аналитической пары: аналитика и анализанта. “Аналитик не знает, что он знает” - сказал Лакан. Бессознательное психоаналитика функционирует так же, как и бессознательное любого другого человека. Соответственно, часть материала стремится быть вытеснена не только анализантом, но и аналитиком, что вызывает особый интерес к рассмотрению феноменов, разворачивающихся при погружении в содержание, кажущееся невыносимым, как, например, в травме. Ключом к пониманию данных процессов является понимание позиции аналитика, задающего в целом траекторию движения анализа.
Made on
Tilda