Оскар Уайльд в Портрете Дориана Грея.
Портретирование как психоаналитическая техника
Зенина Татьяна Евгеньевна
Заходя в психоаналитическую терапию, современный человек, как правило, не заказывает свой психологический портрет, обычно он жаждет более счастливых отношений или избавления от своих страданий, одиночества. Возможность увидеть себя - результат долгой и взаимной работы аналитической пары. По сути, эта работа напоминает процесс рисования, но есть одно условие, заданное целью встречи - для одного участника рисование портрета имеет терапевтическую ценность, а перед другим стоит задача обеспечить этот процесс. Сколько картин будет нарисовано в таком случае? У каждого будут свои портреты? Следуя мысли Томаса Огдена, нельзя говорить отдельно об аналитике, или отдельно о пациенте, так как они образуют аналитическую пару, также имеющую продукт совместного творчества – аналитическое третье. Возможно, это и будет тот самый портрет, который нужно обнаружить в анализе? Особый интерес представляет то, как это может сделать психоаналитик, какими художественными средствами и техническими приемами он воспользуется для достижения результата – создания портрета?
Художники всегда находятся в поиске приемов, которые будут отличать их стиль от стилей других художников и помогать осуществлять задуманное. Психоаналитики постоянно пересматривают теории, которые им оставили их предшественники. Современный психоанализ привнес радикальные изменения в понимание техники работы с контрпереносом. Дискуссионным остается вопрос, что такое мечтание, откуда оно берется, как его использовать и в чем его трансформационная сила? В таком случае, одним из технических приемов для психоаналитика становится его способность к мечтанию.
Современник З.Фрейда Оскар Уайльд не проходил психоаналитическую психотерапию, но он написал «Портрет Дориана Грея», произведение, к которому можно обращаться в своих мечтаниях психоаналитикам. Дориан Грей стал не только персонажем – двойником Оскара Уайльда, но героем любой эпохи, общечеловеческим портретом, в котором многие могут себя отыскать.
В докладе будет представлена попытка разобраться, в чем разница между мечтаниями Т.Огдена и А.Ферро, какую технику работы с мечтанием предлагает Фред Буши и как Дориан Грей проник в историю одного анализа.